ОБРЯДОВЫЙ СМЫСЛ СЛАВЯНСКИХ ПЛЯСОК  

Обрядовый смысл славянских плясок А месяц плывёт и плывёт,
Роняя вёсла по озёрам.
А Русь всё же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
(Сергей Есенин)
Издревле человек стремился к движению. Только появившись на свет,
новорождённый возвещает о себе миру криком и непроизвольными движениями,
которые подтверждают, что получило жизнь ещё одно человеческое создание.
Ведь всем известно, что движение - есть жизнь. Даже растения, привязанные
своими корнями к Матушке-Сырой-Земле, поворачивают листья по ходу Солнца
таким образом, чтобы они всегда были обращены как можно большей
поверхностью к свету.
Однажды люди поняли, что в состоянии управлять своим телом не
только для того, чтобы охотиться или собирать плоды, но и для того, чтобы
отображать своими движениями повадки животных. Чувственное восприятие
окружающего мира отображалось в определённых телодвижениях, которые
повторялись в определённой последовательности и были ни чем иным, как
сменой времён года и круговоротом веществ в Природе. Славян научили
танцевать сокровенные движения человеческого сердца и прохождение светила
по небосводу. Постепенно познания человека о Природе расширялись и его
ощущения и мировосприятие также выливались в определённые, чёткие,
повторяющиеся движения. С течением времени человек начал воспроизводить
естественные движение, которые определил для себя словом "танец". В
большинстве арийских (индоевропейских) языков это слово произносится
созвучно и это ещё раз доказывает, что когда-то некое древнее сообщество
белых людей имело один язык для общения и единые представления о
мироздании. Впоследствии эти представления о Вселенной вылились в
обозначение частей человеческого тела (это особенно становится понятным
при рассмотрении тела, как подобного уменьшенного образца Мира, в русском
языковом определении. Например: сердце – середина мира, ярло – “солнечное
сплетение” нервных окончаний, нёбо - небо, зубы - горы; и так далее.) и в
обрядовые плясовые телодвижения. Конечно, многое из того значимого, что
наши предки заложили в тайное, но простое и явное, для своего круга,
понимание Мира мы уже не в силах понять из-за отсутствия почитания наших
древних обычаев и небрежного отношения к родному языку предков, которым
преподносится это, “тайное” для нас, учение. Определённую часть знаний мы
уже безвозвратно утратили, так как во времена христианских гонений и
тяжёлых жизненных испытаний, разрушительных войн наши с Вами сородичи не
находили сил, чтобы передать нам эти ценные знания. Но ещё в наше время,
соединив разрозненные знания, сохранившиеся в народных устных преданиях и
письменных источниках, можно достоверно восстановить изначальную суть.
В древности пляски входили в обязательный круг обрядов Родового
Ведания и были в большом ходу у всех арийских народов, в том числе и у
славян. До сих пор пляски сохранились в богатых, всякого рода, стариной
свадебных обрядах в некоторых уголках Руси и других славянских стран, где
остаётся почитание народных обычаев.
В былинах о Добрыне сохранилось свидетельство о древних свадебных
певцах и гудочниках. Так, Добрыня узнав, что жена его выходит за бабьего
пересмешника Алёшу Поповича, прискакал в Киев, переоделся в скоморошеское
платье, взял гусли и явился на свадьбу, растолкав приворотных сторожей:
"Скажи, где есть наше место скоморошеское?" С сердцем говорит Владимир
стольно-киевский: "Что ваше место скоморошеское
На той, на печке, на муравлёной,
На муравлёной печке - на запечке."
Он вскочил скоро на место, на показанно,
На тую на печку, на муравлёну,
Натягивал тетивочки шёлковые,
На тыя струночки золочёные,
Учёл по стрункам похаживать.
Играет то он в Цари-граде,
А на выигрыш берёт всё в Киеве.
Он от старого всех до малого,
Тут все на пиру призамолкнули.
До сих пор по современным свадебным пляскам можно восстановить
древнеславянскую обрядовую свадебную пляску. Древней особенностью танца
была круговая пляска: хоровод на Руси; коло, корогод - в Украине, Польше
и Белоруссии, хормос - в Македонии, Западной Болгарии и некоторых других
южных славянских землях. Русский хоровод выражает два начала жизни:
деятельное и бездеятельное в их мировом круговращательном движении.
Свадебные танцы в древнейшем своём виде, сохранившиеся отчасти до сих пор
в круговращательном движении вокруг квашни (Россия, Белоруссия, Польша),
дерева, молодых или свадебного поезда, состояли именно в хороводах. На
Украине на свадьбах и особенно в брачную ночь, когда молодые находятся в
опочивальне, дружно с хмельным причётом своим и гудьбою (музыкой) шумно
ведёт корогод. В то время, как молодых уложат спать, мужчины и женщины
предаются неистовому веселью и пляске, женщины срывают с головы платки и,
распустивши волосы по плечам, кружатся и поют сладострастные песни.
Сладострастность до некоторой степени могла вызваться мыслью о присутствии
на свадьбе страстно любящего и похотливого в делах любви Солнца. Так в
белорусской колядке поётся: Приехала Коляда на сивом конику,
Поставила коника у одринце,
Сама села на куце у перинце,
Поставила дудочку на стовпе:
Грайте дудочки голосно,
Скачце дзевочки хорошо.
Круговращательные движения кроме свадеб соблюдаются во многих
других случаях: в весенние и летние праздники, в особенности накануне
Купала (Танцы, сопровождаются припевом "то-то!" или "ту-ту-ту!",
свойственным только купальским песням, с обязательным притоптыванием и
стуком или хлопками в это время. Девушки кроме венков из зелени, надевали
на голову войник или выйник (от слова выя, то есть шея) из ткани
обязательно голубого, небесного цвета, на ногах разукрашивались чулки и
подвязки. Налицо внимание к знакам неба и земли.), во время родов, во
время повальных болезней, при выгоне скота в поле, при покупке коровы
(четыре раза обводят её вокруг кола, вбитого в землю, по солнцу), во время
гаданий.
В некоторых местах Польши женщинами обыкновенно соблюдается танец
при покрывании головы невесты вокруг последней со свечами в руках. В
данном случае невеста выражает в своём лице само Солнце, которое
приветствуют зажжёнными светильниками.
В Германии, как и в Чехии, Лужицкой земле, Польше существуют также
обычаи, схожие со всеми славянскими: во время свадьбы также кладут старое
колесо перед домом или на холме и вокруг этого колеса пляшут. Здесь колесо
выступает вещественным образом Солнца, заменяя невесту - человеческий
образ чистого солнечного света.
В старинные времена были особые руководители гудьбы (музыки) и
плясок, умельцы играть на гуслях, на дуде, на волынке и одновременно
отплясывать - скоморохи, которые занимали в древнерусской жизни очень
видное место. Особенно хочется отметить происхождение слова “гудьба”,
которое родилось одновременно со способностью человека извлекать звук, гул
и гудение из тетивы лука, а позже и намеренно созданных гудочных орудий:
гудков (прообразов скрипок), гуслей, свирелей, рожков, волынок. Слово
гудьба стало обозначать у славян всё многообразие звукового ряда, в том
числе и громким отрывистых звуков, производимых бубнами и другими ударными
приспособлениями. Впоследствии слово гудьба было вытеснено из русского
языка российской аристократией, коя заменила его на греческое слово –
музыка.
На свадьбе князя Владимира Старицкого в 1550 году в числе свадебных
лиц встречаются "плясцы". Царица, княгини и боярыни заняли на свадьбе
места, назначенные им, а "плясцы встали в сенях", то есть их в самый
торжественный зал не впустили. Это и неудивительно для тех времён. Если
раньше, в XII-XIII веках, веселья и обряды только порицались аскетичными
служителями церкви, но на празднествах, пирах, свадьбах правящая верхушка
с удовольствием соблюдала народные обряды и сама участвовала в позорищах,
то есть в обрядовых игрищах и действах. (Так в «Слове святого Нифонта»
1220 года описаны “играние бесовские”, которые происходили ещё на
городской площади около церкви: “…идут двенадцать русальцев во главе с
унылым и дряхлым старцем, скачя с сопельми и с ним идяше множество народа,
послушающе его; иные же плясаху и пояху, влекомы в след сопельника. Бе
одержим великою печалью о таковей погибели… и моляшеся остати всем игр
бесовъскых, - наипаче же своё имение дают бесу лукавому, иже суть русалия
иние же скоморохом”.) То уже в церковном поучении «Златая цепь» XIV века
назидалось избегать этих всенародных празднеств: “Се же суть злая и
скверная дела: плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья
неподобные, русалья. Егда играют русалия, то скомороси… или как сборище
идольских игр - ты же в тот час пребуди дома!” Но в дальнейшем натиск
церкви на исконные народные обряды не только не ослабевал, но и с
укреплением её власти продолжал нарастать. И позднее существовали,
поддерживаемые большинством самодержцев, гонения ортодоксальной
(православной) церкви на родовые обычаи. Так в «Стоглаве» - соборе 1551
года, где архиепископы отвечали на вопросы Ивана Васильевича IV Грозного,
и который провозгласил неприкосновенность церковного имущества и
исключительную подсудность светских лиц духовному суду записано о
купальском обычае: “Мужчины и женщины ходили ночью по домам и улицам,
забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские (народные, а не
церковные) песни и плясали под гусли. По прошествии ночи с великим криком
все отправлялись в рощи и омывались в реке, как бешенные”. Здесь уже не
запись стороннего наблюдателя, но гнев хозяина положения, требующего
беспрекословно подчиниться его нравоучениям.
На сербских свадьбах обязанность увеселять гостей
шутками и прибаутками лежит на чауше или глумначе. Есть некоторые данные,
позволяющие думать, что в древности скоморохи часто были весёлыми и
желанными сватами. В Белоруссии сохранился обычай, когда на заручины сваты
являются с дудой, под звуки которой должна танцевать им невеста.
Обрядовая пляска со спущенными очень длинными рукавами имеет явное
родовое предназначение и очень хорошо дошла до нас в известной сказке о
Царевне-Лягушке, где она действует, как жена Ивана-Царевича и
оборачивается то змеей, то белой лебедью, то кукушкой, то красавицей
Василисой Премудрой: ...“Праздничный пир у царя. Василиса прячет в свои
рукава косточки съеденных лебедей и выливает в рукава часть налитого ей
вина. Дошла очередь танцевать; царь посылает больших снох (жён старших
царевичей), а они ссылаются на Лягушку. Та тотчас подхватила
Ивана-Царевича и пошла. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась -
всем на диво! Махнула правой рукой - стали леса и воды; махнула левой -
стали летать разные птицы...”. Размахивание рукавами, разбрасывание
положенных туда лебединых косточек и разбрызгивание вина есть обрядовое
действо, а необычная пляска чаровницы-потворницы, то есть многовертимое
плясание – танец, по всей видимости, в честь бога растительности Переплута
и орошающих эту растительность вил-русалок.
Во время плясок было в ходу питиё особого напитка, также входящего
в сложные ритуальные действия. Нередко неистово пляшущие, отдав все силы
обряду, падали без чувств и их отпаивали водой с настоем разных трав и
чесночным соком. Эти обычаи, кроме Руси, также замечены и в Болгарии.
На Коляду, Щедрец, Новый год,
Велесов день и Комоедицу происходили пляски в обрядовых харях волов,
коров, медведей, козлов, кабанов. В Белоруссии, Польше, Украине, Руси
дикие и весёлые пляски в харях происходили одновременно с надеванием
вывернутых мехом наружу тулупов и допускались только в Коляду, Купалу и
Комоедицу, что олицетворяло зимний коловрат, то есть солнцестояния с
увеличением долготы светового дня и весеннее равноденствие.
Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и
умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок
являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости
для бойцов. Во время праздника Перуна необходимым условием перед началом
ритуального поединка было ломание - танец, который позволял настраивать
бойца на беспощадную борьбу и разогревал все мышцы. Приплясывание и
притоптывание, поведение плечами - все эти действия призваны были
обеспечить постоянную внешнюю расслабленность и внутреннюю собранность
тела перед задуманным нападением или для отражения нападения соперника. До
сих пор участники ансамблей песни и пляски радуют глаза зрителей своей
удалью, а раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной
степени.
Обрядовый смысл древних славянских плясок отражает суть строения
Вселенной, мировоззрение славян, отражение естественных перемен Природы и
при желании в плясовых движения можно найти множество тайных знаний. В
любом случае танцы подталкивали человека на развитие и являются полной
противоположностью современных массовых танцев, цель телодвижений которых
сводится только к сексуальному завлечению и эстетическому наслаждению.
Чтобы не оказаться плачущими у забора, за которым находится наше будущее,
необходимо вспомнить и возродить среди всех славян наши древние народные
обычаи. Только разделение в сознании народных обрядовых плясок от
современных танцев позволить славянам выйти на новый уровень развития
наследия предков и самосовершенствования, и позволить сохранится как Роду,
с его языковыми и расовыми отличиями.
ЧИСТОСВЕТ.
листопад (1999)
Славянский молодёжный сказатель «ПЕРУН», выпуск пятый


Познакомься с народом
Напишите мне

Hosted by uCoz